Методическая копилка

Каждый из нас талантлив в чём – то, а вместе мы гениальны!
10 шагов к успеху
Шаг 1. Любить и уважать себя.
Шаг 2. Быть лично заинтересованным в успехе ребенка, его продвижении в предмете.
Шаг 3. Быть мотивированным на положительный результат.
Шаг 4. Эмпатия к учению.
Шаг 5. Я – профессионал в областях: теория предмета, педагогика, дидактика.
Шаг 6. Я – творец: творю себя ежедневно, творю ученика, творю новое в уроке.
Шаг 7. Процесс обучения взаимный, и я помню об этом.
Шаг 8. Отрицательный результат – это тоже результат – пища для размышления.
Шаг 9. Мои эмоции вне урока не влияют на его качество.

Шаг 10. Я помню, что несу ответственность за каждое свое слово и действие.


Некоторые педагогические приѐмы и техники, используемые на уроке в контексте реализации деятельностного подхода.
Апробация и внедрение технологий деятельностного подхода длительный и трудоѐмкий процесс, который сопровождается кругом проблем, связанных с организацией учебной деятельности. Использование любой технологии ограничено либо особенностями предмета, либо материально-техническими особенностями, либо неготовностью учителя сменить роль ведущего на роль партнѐра в образовательном процессе.
Представленные ниже педагогические приѐмы помогут учителю спроектировать урок в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода.
Начало урока. Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учеников, заинтересовать их, но и включить в активную деятельность с первых минут.
Приѐм «Нестандартный вход в урок»: начало урока с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
Например: тема «Явления природы». До начала урока на окно (при условии солнечной погоды) поставить графин с водой, перед входом учащихся развернуть его противоположной стороной. Попросить детей потрогать графин рукой и объяснить, почему одна сторона графина холодная, а вторая – тѐплая.
Одно яблоко до начала урока разрезать пополам (для окисления), второе яблоко разрезать в присутствии детей. Поставить перед детьми вопрос, почему первое разрезанное яблоко изменило цвет.
Приѐм «Ассоциативный ряд»: к теме или конкретному понятию нужно выписать слова-ассоциации. Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова. В конце урока можно вернуться к ряду, что-либо стереть или добавить.
Приѐм «Удивляй»: универсальный приѐм, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Например: однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ. А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде?! Мы так привыкли к воде, что не замечаем еѐ удивительных свойств.
Приѐм «Отстроченная отгадка»: универсальный приѐм, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Например: тема «Великие географические открытия». В шкатулку можно положить пряники, разные специи, кусочек шѐлковой ткани. Предложить детям отгадать, что в шкатулке, изучив тему.
Актуализация знаний. Актуализация изученных способов действий, их обобщение, мотивация к пробному учебному действию.
Приѐм «Да/Нет»: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.
Учитель загадывает некий предмет или явление (по теме урока). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только «да» или «нет».
Например: загадывается определѐнная планета.
Это планета земной группы? – нет
Это планета гигант? – да
Эта планета имеет кольца? – нет
Это самая большая планета? – да
Это Юпитер? – да
Изучение нового материала. На данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников.
Приѐм «Пинг-понг»: способствует накоплению информации о признаках объектов и диапазонах их возможных значений. Задаѐтся конкретный объект (природная зона, живой организм, явление природы). Первый игрок называет вопрос, второй отвечает. На следующем шаге роли меняются. Фиксируя наиболее типичные признаки, можно собрать копилку признаков и на еѐ основании строить паспорт объекта.
Например: играем в пинг-понг с объектом «одуванчик».
Ученик 1: Какого цвета одуванчик?
Ученик 2: Уточните цвет чего именно.
Ученик 1: Цвет цветка.
Ученик 2. Жѐлтый. Способ размножения?
Ученик 1. Семенами. Способ питания?
Ученик 1. Автотроф…и т.д.
Приѐм «Лови ошибку»: приѐм на активизацию внимания.
Приѐм «Диаграмма Венна»: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиями, а в двух других – отличительные особенности каждого.
Например:
Уголь, соль – минеральное вещество/полезное ископаемое/органическое вещество; продукт пищевой промышленности/продукт добывающей промышленности; можно получать выпариванием/можно добывать в шахтах.
В итоге нужно прийти к выводу, каких признаков (общих или отличительных) больше.
Приѐм «Имя существительное»: ученики читают текст параграфа. Затем по очереди называют существительное, которое наиболее точно отображает содержание абзаца или отрывка текста. Таким образом, текст воспроизводится только по именам существительным. В конце необходимо обговорить, насколько удачным и правильным получился перечень существительных. При необходимости добавить нужное.
Контроль знаний и умений, рефлексия. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется оценка и самооценка учебной деятельности, намечаются дальнейшие цели деятельности.
Приѐм «Синквейн/сенкан»: СЕНКАН – это пятистрочный нерифмованный стих, сенкан синтезирует информацию и факты в краткое высказывание, которое описывает или отзеркаливает тему. Сенкан помогает обобщить информацию, схватывать сложные идеи, ощущение и представление и формулировать их несколькими словами.
Сенкан составляется по таким правилам:
1 Первый строка должна содержать слово, которое обозначает тему (по обыкновению это существительное).
2. Вторая строка представляет собой описание темы, которая состоит из 2- х слов (чаще прилагательных).
З. Третья строка выражает действие, связанное с темой и состоит из 3-х слов.
4.Четвертая строка является фразой, которая состоит из 4-х слов и выражает отношение к теме.
5. Последняя строка состоит из одного слова – синонима, который передает, сущность темы.
Приѐм «До и после»: приѐм на формирование умений прогнозировать события, соотносить известные и неизвестные факты, выражать свои мысли, сравнивать и делать выводы.
В таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой учащийся записывает свои соображения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть «После» заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведѐн эксперимент, прочитан текст. После сравнивает и делает вывод.
Например:
Вопрос «Какой состав воздуха?»
«До»: я думаю, что в состав воздуха входит кислород и углекислый газ.
«После»: в состав воздуха входит азот – 78%, кислород – 21%, углекислый газ – 0,03% и водяные пары.
Вывод: я был прав относительно ….и ошибался….
Приѐм «Рюкзак»: приѐм чаще всего используется после изучения большого раздела. Суть – зафиксировать свои продвижения в учѐбе. Можно зафиксировать не просто успех, а привести конкретный пример.
Ключевая мысль темы: Удивление предшествует познанию.
Знание становится инструментом тогда, когда приходит в результате деятельности, а не в результате простого запоминания.


Классификация биологических задач.
Биологические задачи - разновидность творческих заданий, которые способствуют формированию современной компетентной личности. Биологические задачи направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся и предусматривают не репродуктивное воспроизведение учебного материала, а владение им.
Привычный термин «задача» вызывает немало споров среди преподавателей, методистов и психологов относительно его применение в биологии. Ведь существует тенденция называть задачами те задачи, которые требуют обязательных математических расчетов. К сожалению, много задач с чисто математическими расчетами считаются биологическими только потому, что в них используются биологические объекты. Например: «На земном шаре живет 40 тыс. видов позвоночных животных. Подсчитайте, сколько среди них видов рыб, если известно, что у млекопитающих в 10 раз меньше, чем всех позвоночных вместе взятых»
Без сомнения, биологическая задача может требовать математических подсчетов, но эти подсчеты имеют целью выяснить биологические проблемы или задания, выдвинутые в задаче.
Биологические задачи очень разнообразны, поэтому классифицировать их с целью более эффективного использования в учебном процессе сложно. Да и не нужно глубоко погружаться в классификацию, достаточно обозначить три основные группы биологических задач.
1. Традиционные задачи в курсе изучения общей биологии: генетики, биохимии и экологии.
2. Чисто расчетные биологические задачи. Такие задачи целесообразно использовать в курсе «Биология человека», где будут изучаться физиологические процессы, происходящие в организме человека. Эти две группы задач объединяют наличие условия, поставленного вопроса и необходимости предпринимать определенные действия для решения или расчеты. Но решение таких задач не должно стать самоцелью. Это применение на практике теоретических знаний.
3. Смысловые (содержательные) биологические задачи. На первый взгляд такие задачи напоминают вопросы к теоретическому материалу по определенной теме. Но вопрос, как правило, направлен на репродукцию теории в схеме «знаю - не знаю». А содержательная биологическая задача - это творческое задание, в котором нужно установить разнообразные причинно-следственные связи, выдвинуть гипотезы, объяснить и проверить факты и т.д. Для того, чтобы вопрос считался биологической задачей, принципиальное значение имеет его формулировка. Разные формулировки одного и того же вопроса могут побудить как к репродуктивному ответа, так и к творческому поиску. Например: «Оболочка, которой покрыта хламидомонада, прозрачная или непрозрачная?» Ответ: «Прозрачная». А можно сформулировать так: «Почему оболочка хламидомонады прозрачная?»
Четыре «Почему» надо использовать биологические задачи в учебном процессе по биологии.
1. «Над задачей необходимо подумать!»
2. «На задачу нет прямого ответа в учебнике!»
3. «Задача имеет условия и необходимо найти ответ!»
4. «Задачи интересные!»
Трудности, возникающие при использовании биологических задач (особенно это касается расчетных задач в 7-9 классах, ибо их использования при изучении биологии в соответствии с программой не является обязательным и поэтому им совсем не уделяется педагогического внимания).
1. Нехватка времени. Его можно выделить за счет создания опорного конспекта по теме с объяснением алгоритма решения, максимального использования интерактивных методов, внесения в текущее и контрольное тестирование, что и станет практическим подтверждением предметной компетентности учащихся.
2. Отсутствие пособий, которые содержат тексты задач.
3. Четкость, аккуратность, последовательность оформления записей, использование научной терминологии, обоснование ответа.


Смысловые биологические задачи
Развитие творческой личности является требованием современного общества, в котором необходимо уметь делать выбор и принимать решения в нестандартных ситуациях, использовать современные возможности для собственного творческого развития в течение жизни.
Одним из средств развития учащихся является использование творческих заданий биологического направления. Условно за дидактическими требованиями такие задачи можно разделить на группы.
І группа - задачи на установление простых логических связей: вопрос на перечисление (растение - признак, животное - признак): Какие органы или части органов у растений прозрачные? Почему? вопросы на установление функции: Для чего паукам паутина? вопрос на образ жизни: Как животные защищаются от хищников? вопрос на связь строения организма с образом жизни: Какие морфологические особенности растений засушливых мест?
II группа - задачи на установление глобальных связей: вопросы на установление связей между различными группами организмов: Какие похожие приспособления выработались у животных и растений при выходе на сушу? вопросы на установление меж предметных связей: Почему кашалот имеет форму капли? вопрос на «эксперимент»: Как муравьи находят дорогу к своему муравейнику? Предложите опыты, которые бы подтвердили вашу гипотезу. вопрос на диалог, дискуссию: Человек - вершина эволюции. Приведите аргументы «за» и «против». вопрос на динамику процессов: можно ли ожидать исчезновения рецессивного аллеля из популяции, если особи, которые несут ее в гомозиготном состоянии, бесплодные?
С учетом методических требований классифицировать биологические задачи можно с местом и временем их использования.
І. Задачи, которые используются при изучении нового материала. Это задачи, благодаря которым активизируется творческая деятельность учащихся, повышается умственная активность. Цель - мотивировать к познанию нового. Их решение происходит в форме дискуссии, сократовской беседы, во время чего и изучается новый материал. Например: Физиолог Сеченов говорил, что в нашем организме пульсируют миллионы сердец. Что имел в виду ученый? Или используют задачи-индикаторы, которые являются показателем понимания главного теме, которая изучается. Например, в теме «Фотосинтез» после изучения условий, при которых происходит процесс фотосинтеза в зеленых листьях: на подоконнике стоит сифон с газированной водой, на который светят солнечные лучи. Будет происходить процесс фотосинтеза в сифоне?
II. Задачи, которые используются во время лабораторных и практических работ. Их необходимость продиктована принципиальной разницей между лабораторными и практическими работами в средней и высшей школе. В отличие от высшей школы, где результаты наблюдения или опыта объективно констатируются, в средней школе в это же
время необходимо изучить и выяснить еще теоретический материал. Поэтому при констатации факта необходимо задать ученику вопрос, который покажет, понимает ли он, что докажет опыт, какие выводы из этого. Ученик изучает биологию в школе не по выбору, поэтому имеет место с его стороны вопрос «Зачем это мне?» Такой вопрос нейтрализуют практическим направлением знаний и интересными задачами, которые способны эмоционально захватывать школьника. Например: Какие особенности одноклеточных помогли им выжить в конкуренции с многоклеточными организмами?, Как можно объяснить чрезвычайную разветвленность кишечника молочно-белой планарии?
III. Задачи, которые используют во время экскурсий в природу. Среди этих задач есть такие, которые ставятся перед учащимися при подготовке к экскурсии и те, которые уже непосредственно на уроке. Первые должны заинтересовать учащихся, подсказать им темы для размышлений и собственные вопросы, а вторые - учат наблюдать, анализировать и делать выводы. Например, перед экскурсией «Осенние явления в природе»: пожелтеют листья на кустах, если они будут расти в оранжерее?, К каким последствиям привела бы отсутствие листопада?, а на самой экскурсии одна из задач «Потяните с одинаковым усилием зеленый, частично зеленый и желтый листья с одного дерева. Который оторвется легче? Почему?»
Подобная классификация задач значительно облегчает их использование и способствует созданию собственного банка задач в кабинете биологии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий